Анна Ковальчук в сериале «Мастер и Маргарита»: «Для съемок бала Сатаны мне придумали железный костюм». Часть I

Киносериал «Мастер и Маргарита» подвел черту под великой октябрьской атеистической революцией…

В те дни, когда закончился всероссийский показ телесериала, я познакомился с бывшей московской актрисой Елизаветой Ивановной Лакшиной, которая хорошо помнит Булгакова! Она в полном здравии. Бодра, энергична. К нашему визиту испекла штрудель к чаю. Когда зашел разговор о Булгакове, я втайне замер — надо же! — впервые в жизни я встретился с человеком, который помнит живого Булгакова…

«Это случилось в 1926 году, мне было двадцать лет, — рассказывала хозяйка. — МХАТ играл «Дни Турбиных». Успех необычайный. И потому интерес к личности драматурга был исключительным. Подружки шепнули мне по секрету, что автор пьесы никогда не бывает в партере, а обычно стоит в бельэтаже. Я поспешила в бельэтаж. Я не знала, как выглядит автор, но сразу обратила внимание на незнакомца, который стоял у стены. У знаменитых мхатовских серых панелей. На нем был замечательный светло-синий костюм. А от всего облика, от лица и глаз исходила удивительная необъяснимая энергия. Заметив мои широко раскрытые глаза, незнакомец не шелохнулся, еще глубже ушел в себя и прочней устремил взгляд на сцену. Прошло много лет. Булгакова стали печатать. И я увидела наконец его фотографию в книге. Это был он!»

Что ж, эта необъяснимая булгаковская энергия до сих пор притягивает взоры целой страны. В дни показа сериала на великий роман и его творца был устремлен многомиллионный взор России. Рейтинг сериала ошеломляет — шутка ли, по данным компании Gallup Media, больше 50 процентов москвичей смотрели «Мастера и Маргариту», а всего по стране ленту увидел каждый пятый россиянин (и плюс каждый второй украинец).

Воланд

Воланд романа появляется в Москве, на Патриарших прудах, «в час небывало жаркого заката». Эта деталь разом отсылает знатока к библейской фразе из пророчеств Малахии: «Ибо вот, придет день, пылающий, как печь». День Страшного суда.

Каждый шаг Воланда отмечен исключительным богатством скрытых значений. Во-первых, сегодня вечер 1 мая 1929 года, столица мирового пролетариата отмечает День международной солидарности трудящихся. Но ни Булгаков, ни Воланд демонстративно не замечают праздника. Сатана примчался в Москву прямиком с вершин холодного Брокена, где накануне, 30 апреля, проходил великий шабаш. Все данные реалии давно открыты знатоками романа, но вскрывать эту конспирологию в народном сериале вовсе не обязательно. За некоторым исключением.

Биография Марии Мироновой: смерть отца, роли в кино и четыре брака

В 2010-х актриса сосредоточилась на сериалах. Кроме «Тайн следствия», которых сейчас уже 19 сезонов, она снялась у Бортко в четырехсерийной исторической драме «Петр Первый. Завещание» и у Алексея Андрианова и Тимура Алпатова в «Годунове».

Что до полнометражных фильмов, то за свою карьеру Анна Ковальчук снималась не только у Зайкина и Кравчука, но и у Александра Ефремова («Рифмуется с любовью»), Олега Фесенко («Час пик»), Алексея Шикина («Можно, я буду называть тебя мамой?») и Максима Демченко («Ура! Каникулы!»).

Последними работами Анны в кино стали сериалы «Годунов. Продолжение» и «Тайны следствия. Прошлый век».

В конце марта 2021 года заслуги Ковальчук в области искусства были отмечены присвоением ей почетного звания «Народный артист РФ».

Начало — половина успеха

С любопытством туриста Воланд идет по пустой аллее на голос греха, на громкий голос редактора Берлиоза, который внушает поэту, что «Иисуса-то этого как личности вовсе не существовало на свете». Почему выбор сатаны пал на Патриаршие пруды? Тут несколько поводов. Во-первых, рядышком находится Триумфальная площадь, место приземления черной конницы дьявола. Тут еще недавно стояла Триумфальная арка, тут москвичи торжественно встречали царей. Но настали новые времена. Арку убрали. Площадь переименовали — теперь она носит имя революционера, некоего Янышева. Так в исполинском Садовом кольце (а круг на земле есть традиционная оборона от нечисти) образовался разрыв. Что ж, самое время въехать в Первопрестольную царю преисподней.

Экранный Воланд, естественно, другой, чем в романе.

«Бег»

«Белая гвардия»

Спектакль «Мастер и Маргарита»

Олег Басилашвили — воплощение могущества, которому нет преград на земле. И он порядком устал от всевластия. В нем больше от Великого бюрократа зла, чем от шкодника Мефистофеля или импозантного князя тьмы. Он буквоед рока, бухгалтер Возмездия, пленник собственной силы, он брезглив к проявлениям лжи и нетерпим к фамильярности (это черты самого Булгакова). Казалось бы, панорама павшей столицы должна радовать сердце черта, горожане все как один славно погрязли в грехах, но вот закавыка — в энтузиазме борьбы с религиозным дурманом вместе с Христом за борт корабля глупцы выкинули и существование нечистой силы. Есть отчего потерять голову. Был Христос, был, — распинается Воланд на скамеечке между двумя атеистами.

Надо отдать должное смелости Александра Адабашьяна, который рискнул сняться в рискованной роли главы МАССОЛИТа товарища Берлиоза. Мало того что — тьфу-тьфу-тьфу — отрежут трамваем голову, так еще и голову отрезанную придется играть прилюдно на золотом блюде! Впрочем, кураж Адабашьяна известен, он гурман провокаций, гастроном подначек! Но, увы, именно эта яркая сцена вызвала у меня первый протест и досаду. Чем? Да тем, что сидят на скамейке неправильно.

Заглянем в книгу, читаем: «Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? — спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз. А вы соглашались с вашим собеседником? — осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному»…

То есть Берлиоз сидит по левую руку от Воланда, а поэт справа.

В фильме все в точности наоборот. Вы думаете, это мелочь? Не скажите. Зачем же тогда Булгаков так тщательно выстраивает расположение героев?

Да затем, что сатана в окружении двух грешников глумливо повторяет евангельскую сцену распятия, где слева от Христа на левом кресте был разбойник, который хулил Иисуса. Отсюда понятие левого, идея левачества, дух левака. Именно левыми объявили себя первые леваки в знак вызова Богу («…и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую». Матф. 25.33), а справа располагался на кресте благочестивый разбойник, который уверовал в Христа и получил от него благословение: «…Ныне же будешь со Мною в раю».

То есть леваку Берлиозу уготована смерть, а правому (праведнику) поэту Ивану Бездомному обещано спасение.

Разумеется, эту погрешность заметят не все, но, увы, для меня лично весь простор телесериала грешит невниманием к симметрии московских реалий с чертежами Нового Завета.

Кто, например, эта Аннушка, которая разбила бутылку с подсолнечным маслом о вертушку перед трамваем? Кто та «красавица вагоновожатая», которая наехала колесом трамвая на шею несчастного богохульника? Это московское продолжение той новозаветной парочки женщин, что выпросили у Ирода отрубленную голову Иоанна Крестителя, — жена его Иродиада и дочь ее красавица Саломея.

Ранние годы

Будущая актриса появилась на свет в семье военного Леонида Ивановича, служившего в ГСВГ, и заведующей детским садом Натальи Федоровны. Анна была вторым ребенком в семье, первым был брат Павел, который старше ее на четыре года. Также у Анны есть единокровная сестра, Екатерина Ковальчук, которая младше ее на 16 лет. Она также выбрала актерскую стезю.

Школьные годы Ани прошли в Ленинграде, Ереване и Москве. Именно в Северной столице девочка, которой из всех предметов отлично давалась математика, окончила школу №601. Получив аттестат о среднем образовании, Анна намеревалась пойти в Ленинградский политех, чтобы заниматься кибернетикой, но в итоге сделала выбор в пользу актерской профессии и поступила в ЛГИТМиК (ныне РГИСИ) на курс к Анатолию Шведерскому, который был известен ленинградцам по ролям в местном ТЮЗе. После первого тура девушка выяснила, что конкурс в ЛГИТМиК просто огромный – 30 человек на место. Однако Анну поддержала ее мама, и ей удалось пробиться.

Пилат и Иешуа

По слухам, которые постоянно сопровождали съемки сериала, актер Олег Янковский отказался играть предложенных на выбор Христа или Воланда, апеллируя к тому, что «играть дьявола, как и Господа Бога, нельзя».

Что ж, в этих словах есть своя правота: сыграть дух невозможно.

Басилашвили решил эту проблему: он играл не столько сатану, сколько следствие — бремя абсолютной власти. Играл усталость от вечности. Играл докучные обязанности князя тьмы по отношению к тьме. Ему смертельно скучно, вот почему его пища — смех, которым потчует Воланда свита шутов, и вдобавок еще дьявольская боль в колене — результат падения с Неба. Словом, он играл статику.

Кирилл Лавров был поставлен в более выгодные условия — он играл смятение статики, муки рождения совести: впервые в жизни римский прокуратор был не согласен с собственным же решением. Тут есть что играть!

Романный Пилат — первый евангелист. Отдав приказ написать латынью на табличке, приколоченной к кресту, слова «Иисус Назорей Царь Иудейский», Пилат первым письменно подтверждает явление мессии. Все последующие четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна фактически идут следом за первым Евангелием от Пилата.

Экранный Пилат — скептик, давно разочарованный в человеке. Он с головой погружен в безверие. Это статуя цинизма, изваянная из каррарского мрамора. Он прекрасно знает цену и себе, и Риму, и великому Кесарю, выжившему из ума от сладострастия императору Тиберию… Чувство несправедливости приговора, которое грянуло в душе Пилата после встречи с Иешуа, превратило статую скепсиса в живые руины воскресшего человека. Он стенает, бродя босиком по острым обломкам.

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор: Мариэтта Чудакова

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор: Александр Ужанков

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор: Андрей Кураев

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор: Евгений Яблоков

Михаил Булгаков. Пьесы. «Мастер и Маргарита». Лектор: Алексей Варламов

Надо ли говорить, какой груз выпал Сергею Безрукову в роли Христа? Да еще нечистая сила подшутила поставить в ноябре прошлого года — впереди сериала «Мастер и Маргарита» — сериал о Есенине с участием актера в главной роли. И эффектные синяки на лице Иешуа невольно смотрелись, как следы от вчерашней попойки ухаря в «Национале».

Главная ошибка Бортко и Безрукова — это попытка играть человека.

Басилашвили избежал этого искуса — он играл не личность, а нечеловеческую усталость зла. Лавров имел законное право играть человека, как имели свое право дурачиться рыцари тьмы из свиты Воланда, которые потешно рядились в характеры. Безруков не имел таких прав. Христос — не характер, не человек, не пророк. Увы, играть предстояло тайну Боговоплощения, Сына Отца, а не пленника, не целителя, не еврея, не правдоискателя, не лидера маленькой секты и даже не романного Иешуа. Условием для роли Христа, на мой взгляд, является тайна, хотя бы абсолютное молчание героя.

Театральная карьера

Еще будучи студенткой, девушка попала в труппу Театра имени Ленсовета. Там ее заметил режиссер Геннадий Тростянецкий и позвал в свой спектакль «Мнимый больной» (по Жану-Батисту Мольеру). Премьера спектакля прошла почти сразу после получения Анной диплома.

Однако это была отнюдь не дебютная роль актрисы. Ее дебют пришелся на постановку романа Владимира Набокова «Король, дама, валет», которую сделал режиссер Владислав Пази. У Пази актриса также сыграла в постановке пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта «Фредерик, или Бульвар преступлений».

Также актриса успела поработать с такими режиссерами, как Владимир Петров, Семен Стругачев, Василий Сенин, Мария Романова, Юрий Бутусов и Роман Кочержевский.

Наибольшего успеха Ковальчук добилась, работая с Юрием Бутусовым. Она сыграла у него в спектаклях «Все мы прекрасные люди» (по Ивану Сергеевичу Тургеневу), «Три сестры» (по Антону Павловичу Чехову) и «Город. Женитьба. Гоголь» (по Николаю Васильевичу Гоголю). За главную роль Агафьи Тихоновны в постановке «Женитьбы» актриса в 2015 году получила премию «Золотой софит».

Последний на данный момент работой актрисы в театре стало участие в постановке гоголевских «Мертвых душ» у Романа Кочержевского. Ковальчук досталась роль помещицы Коробочки.

Личная жизнь Анны Ковальчук

Первым мужем Анны Ковальчук был актер Анатолий Ильченко, известный по сериалам «Тайны следствия», «Телохранитель», «Опергруппа» и «Личные обстоятельства». Они познакомились еще в ЛГИТМИКе. В браке с ним актриса в 2000 году родила дочь Злату (сейчас она учится в петербургском филиале ВШЭ). Пара прожила вместе шесть лет и разошлась в 2005-м.

Разлад произошел из-за того, что Анатолий хотел перебраться в столицу, а жена не жаждала покидать родной Петербург. Сама Анна позже признавалась, что ей не хватило терпения для сохранения брака. Хотя Анна и Анатолий расстались по обоюдному согласию, вскоре бывший супруг начал излишне откровенничать с «желтой прессой», где мог коснуться и интимной жизни с Анной.

После расставания с Анатолием у Ковальчук были другие мужчины, но увлечения эти были мимолетными. Сначала у нее был короткий роман с актером Сергеем Перегудовым, известным по сериалам «Ментовские войны» и «Агент особого назначения», а также фильма «Русский ковчег» и «Союз спасения». Также СМИ писали о ее связи Михаилом Пореченковым. Пикантности подобным слухам добавляло то, что актер уже давно был женат и у него было двое детей.

Вторым супругом актрисы стал бизнесмен Олег Капустин. Свадьбу они сыграли в 2007-м, а уже через три года в их семье случилось прибавление: родился сын Добрыня.

Фото Ковальчук можно посмотреть в ее аккаунте в Instagram. У страницы актрисы 58 тыс. подписчиков. Также актрисе посвящена фанатская страница во «ВКонтакте».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: